интервью про тренинг

Рассказал «Градусу» про Stand Up. Хоть они и обозвали меня «метаморфозным» все равно спасибо.

За последние пару-тройку лет веселый большой квнщик Сос Плиев претерпел всякие-разные метаморфозы. Он стал блогером, похудел, издал книгу, завел кота, ушел из рекламного бизнеса в загадочные дали и – внимание – организовал Stand Up – тренинг. Что это такое и зачем оно нужно, он рассказал Gradus.pro.

— Stand Up – это целое движение, западный эстрадный жанр. Это когда один комик, куча зрителей и микрофон, все. Это монолог.

— Петросян, что ли?

— Петросян не совсем подходящий пример. Он актер, он сам себе не пишет. Комики Stand Up– они же и авторы для самих себя, а люди смеются и платят деньги за то, чтобы их послушать.

 — В этом жанре можешь выступать ты? То, что ты ведешь в своем блоге, то, что написал в своей книжке, ты можешь просто пересказывать, и это будет еще смешней, чем читать.

—  Не совсем так, потому что по драматургии отличается. Темы — да, конечно, но форма подачи другая, это не истории веселые. Это больше какие-то мысли.

— О чем?

— О чем угодно. На Западе темы абсолютно дикие бывают. Я сейчас, чем больше в это погружаюсь, тем больше понимаю, что для нас они реально дикие. В учебниках по Stand Up есть такое задание: «Вот вам несколько тем, пожалуйста, выберите, над которыми нельзя шутить: рак, Бог, негры. Подчеркнули  «негр», только, если Вы сам негр. «Бог», да, можно. «Рак» — да, это очень смешно. И дальше пример, как шутить над этой жуткой болезнью, но это при условии, если ты сам через это прошел или пережил. Это больше личностное выступление. Вот это отличие западного юмора вообще, там все через личность, индивидуальное восприятие.

— Им в первую очередь надо смеяться над собой?

— Да, от общего к  частному — это одно из правил  Stand Up. Именно вот над такими умозаключениями люди смеются.

— То есть, с учетом нашего менталитета, ты фактически пытаешься совершить ментальную революцию в Осетии?

— Ну не все так серьезно. Сейчас появился Stand Up на канале ТНТ, и шутят там  достаточно молодые люди. Кстати, тоже основное отличие. Так как у нас только зарождается этот жанр, все комики молодые, а на Западе суперзвездами становятся уже в возрасте, они пришли как-то к этому. Плюс, еще у нас школа-то другая юмористическая — сначала в СССР, потом в России.

— А StandUp и КВН  не пересекающиеся понятия?

—  Формы разные. В первую очередь потому, что КВН — это командная игра, спорт такой, в том числе. А StandUp очень личностный.

— А из КВНщиков никто не стал cтендапером?

— Стали, в основном они были первыми, кто это поднял. Тот же Тимур Каргинов, ведь он играл в «Пирамиде».

— То есть, КВН  стал базой  для появления Stand Up?

— Те, кто смог изменить себя, сейчас занимаются Stand Up. В основном, это авторы КВН. Я считаю, что Тимур Каргинов сейчас один из лучших хедлайнеров Stand Up шоу на ТНТ.

— А он играл и писал?

— Да, он играл и писал. В том-то и дело, что, в основном, это возможность для авторов.

—  И сейчас он пишет для себя?

—  Естественно, невозможно, чтобы для тебя кто-то в Stand Up написал.

— А плюс здесь в чем? Это, наверное, та же ситуация, что и с певцами. Предположим, рано или поздно на сцену выходит автор песни, поет под гитару и становится понятно, что он должен не любить того певца, которому просто повезло с голосом.

— Возможно и так. Но тут дело еще в другом — чем привлекателенStand Up? Зритель очень четко ловит фальшь, учитывая, что это маленький зал. Мы сейчас не говорим про большие шоу, где по две тысячи человек в зале. То есть, это клубная атмосфера — в двух метрах от тебя люди, и они очень прям реагируют на неискренность.

— На честность?

— Да, это очень честный жанр, абсолютно честный. КВН не такой, это все-таки шоу, тем более в последнее время.

— Почему ты этим заинтересовался?

— Во-первых, свободная ниша.

— Для тебя это коммерческое?

— Нет, курсы бесплатные. Свободная ниша в творческом плане. КВН в какой-то момент в Осетии закончился, к сожалению. Ждем, пока новое поколение родится.  А людей, которые в этом жанре хотят работать, очень много. И для  того, чтобы играть в КВН, нужна целая команда, а тут есть ты, микрофон и зрители.

— Получается, если у нас нет команды – у нас нет КВН, а если у нас будут стэндаперы, они в какой-то момент могут объединиться в команды?

— Предполагаю, что, скорее, будет по-другому. Соберется какое-то количество людей и, так или иначе, они разделятся на три группы, я уверен, что это так произойдет. Первая – это те, кто действительно будут работать в жанре Stand Up, не обязательно выступая на сцене, то есть, будут заниматься Stand Up в том или ином виде. Чтобы было понятно,Stand Up на Западе, в Америке — это не просто  какие-то чуваки, которые где-то там кривляются. В основном, это актеры и авторы сценария. Практически все авторы хороших сериалов, которые производятся на Западе, либо прошли через эту школу, либо до сих пор являются комикамиStand Up. Актеры, начиная с Эдди Мерфи,  Джима Керри, Робби Уильямса, Криса Рока, — это же все звезды Stand Up. И это только те, которые известны широкой публике в России. А на самом деле их гораздо больше.

Почему для автора это полезно? Автор, когда читает свои монологи, видит реакцию зрителей. А законы написания интересного текста — они одинаковые. Неважно, что ты пишешь: ситком, сценарий для кино, StandUp, публичное выступление. Открою, может быть, тайну — очень многие серьезные бизнесмены привлекают в качестве своих пиар-тренеров комиковStandUp, чтобы они просто учили их писать публичные выступления, не обязательно смешные, а такие, чтобы зацепить публику.

Будут те, кто поймет, что им ближе все-таки гэговый юмор, это то, чем сейчас страдает КВН, не текстовой юмор, а визуальный. Некоторым удобней командой работать. Или появятся люди, которые отдадут предпочтение придумыванию разных миниатюр в стиле Comedy Club. Это, так или иначе, будет естественный процесс. А кто-то вообще поймет, что это не его, так как обнаружит, что смешить не так просто, оказывается, и что тут надо что-то делать, а не просто ходить по сцене и говорить какие-то веселые вещи.

— Правила везде одни?

— Жанровые есть отличия, но в целом — да.

— Ты предполагаешь варианты выступить в этом жанре?

— Возможно, почему нет.

— Либо ты делаешь  то, что тебе очень нравится, либо ты это делаешь … почему-то? Почему вдруг этим заинтересовался?

— Конечно, мне, во-первых, это нравится. Сам жанр прикольный. Это способ выражения — рассказать чего-то зрителю, миру, но вот такой спорный. Естественно, это интересно. А, возможно, и разовьется во что-то, если не в бизнес, то в форму «времяпрепровождения». Реально это альтернативой может хорошей стать, между концертом, кабаком и дискотекой. Есть куча людей, которые любят собраться и просто поболтать, вот это вариант поболтать. Почему нет? Открытый микрофон – это система, которая в тех же Штатах очень развита. Открытый микрофон может быть везде, то есть, люди заходят и что-то говорят.

— Караоке, только для языка?

— Для мозгов больше. И в караоке ты можешь выйти пьяный и спеть «Рюмку водки», абсолютно не имея ни слуха, ни голоса, только желание.

— Но здесь же тоже можно иметь только желание, чтобы поделиться с миром своими мыслями?

— Но здесь для начала это надо написать. Главный критерий очень простой – это должно быть смешно.

— В принципе, это могут быть какие-то тематические вечеринки в разных заведениях? Например, тематическая  Stand Up — вечеринка?

— Да, так оно и бывает. То есть, какое-то заведение, приспособленное для слушания и смотрения: люди собираются и в течение полутора часов разных людей слушают.

— А почему ты решил все-таки провести вот такие курсы? Как они будут называться?

—  StandUp-тренинг мы их назвали.

— Это одноразовое мероприятие или это будет как учеба?

— Нет, не разовое, оно рассчитано на несколько месяцев.

— Ты будешь вести их?

— Не только я. Во-первых, как это ни парадоксально, есть какая-то теория в юморе. Ребята в IQ time клубе у нас уже попытались провести такое. Но они столкнулись с тем, что, «а вот не смешно». Черт побери, почему-то не смешно. Они поняли, что что-то они упускают. А упускают они очень простую вещь — теорию. Есть правила некие, вот для того, чтобы нарушать правила, надо для начала их выучить.

То есть, будет теоретический курс, но Stand Up тем хорош, что там теория и практика вместе идут. Люди будут реально выступать, потом у них состоятся мастер-классы с комиками из Москвы, которых мы видим в телевизоре. У них будут совместные выступления здесь, а затем это должно вылиться в то, что несколько человек поедут на открытый микрофон в Москву. И, в идеале, три, а в реальности,  думаю, один попадет в телевизор.  Я очень на это надеюсь.

— Московский?

— Да, конечно. По-другому не получится, если нет цели. Это хороший старт.

— Это задача амбициозная?

— Она не амбициозная, она единственно возможная. Других целей не должно быть, если человек собирается выступать перед публикой.

— Как получилось, что эти курсы бесплатные?

— Потому что  желание тут — главное. Чего нужно-то для этого?

— Приезд стендаперов из Москвы хотя бы…

— Я очень хорошо отношусь ко всем ребятам, и убеждаюсь каждый раз, что люди, которые чего-то добиваются, достигают этого абсолютно заслуженно. Когда речь зашла о том, что надо приезжать сюда, рассказал об этом Тимуру, и он ответил: «Не о каком гонораре речи быть не может, для меня это принципиальный вопрос. Все.»

— Соответственно, появилась возможность сделать эти курсы бесплатными?

—  Да, совершенно верно. Ну, там много нюансов, просто еще поддержалIQ time клуб, есть люди, назвать их спонсорами не могу, но они готовы вложить деньги в это. Понимаешь, какая сейчас ситуация в Stand Up на ТНТ, половина выступающих — это люди из Минска…

— В Минске это было развито?

— Нет, не было это развито. Но есть минская школа юмора, бах! — и они выстрелили. Ничего не мешает сделать это и нам.

— Теперь я понимаю, почему ты сказал про нишу.

— Это ниша, действительно, причем она свободная везде. Проблема соStand Up— надо формировать среду, зрительскую в том числе, люди должны привыкать.

— Это даже можно привязать к нашей любимой хитовой теме — туризму?  

— Почему нет.

—  То есть, если у нас будут какие-то новые места, они могут стать еще одним гвоздиком? Понятно, что на них не поедут, но если у нас, кроме всего прочего, будет еще и такой Stand Up клуб…

— Давай так, 25 лет назад, когда людям сказали, что к нам приедет Масляков и лучшие команды клуба, которые на первом канале, мало кто в это поверил тогда. Но мы же это сделали. Если бы 15 лет назад сказали, что команда из Осетии станет пусть не чемпионом Высшей Лиги, но будет несколько лет занимать верхние строчки в рейтинге КВН, тоже бы никто не поверил. А «Пирамида» до сих пор держится там и считается одной из самых популярных команд в мире.

Все на самом деле амбициозно, но это и исполнимо. Там, где личности есть, там что-то получается. Команда КВН — это сложный процесс, там много личностей, со StandUp легче, потому что человек один, и он понимает, что он работает на себя. Здесь нет жюри, нет соревнований. Смеются зрители — ок, не смеются – ты не смог рассмешить их. Это очень честно.

— Расскажи о том, кто может прийти на это тренинг? Есть ли ограничения или их нет? Кого бы ты хотел видеть больше всего? Какие приоритеты?

— Вообще никаких ограничений нет.

— Значит, это могут быть школьники?

— Школьники… Понимаешь, вот смотри, объясняю, почему Stand Up — это взрослый юмор, как говорят. Исключительно потому, что люди рассуждают, исходя из личного опыта. Просто у человека в 16 лет и в 30 лет опыт разный. Есть еще направление — юмор-наблюдение: человек наблюдает и делится этими наблюдениями, это очень сложно делать школьнику.

— Это для более взрослых и зрелых людей, которые уже это умеют?

— Ну почему? Нет. Есть только один вопрос — будет ли смешно и весело от этого зрителям?

— Кого бы ты хотел увидеть в идеале, кому бы ты обрадовался? В качестве участника тренинга.

— Тут знаешь, мне все равно. За один день у нас порядка  двадцати заявок, понятно, что не все придут. Я могу сказать, кто эти люди: там есть бармен, там есть маркетолог, там есть несколько студентов, телеведущий, журналист…

З.Ы.

30 июня прошло первое занятие тренинга. На тренинги записалось чуть больше 50 человек. Младшему – 14, старшему – 56 лет. Пришло 46))) Второй прошел дивно с участием «наших людей с ТНТ и СТС». Спасибо Варабью и Сокуру что поддержали. Всем присутствующим думаю было интересно.  Если кто созреет еще – может приходить. Пятница, 18:30 . Нулевой этаж IT-парка. Шмулевича 8″б»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
 

3 комментария